ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

ЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

В жизни каждого человека могут случиться моменты, когда ему необходима помощь. От сложных и экстремальных ситуаций не застрахован никто.

Когда вы одиноки, когдпа вы в отчаянье, когда жизнь загнала вас в тупик, помните: всегда есть, по меньшей мере, хотя бы одно решение любой реальной проблемы.

Номера телефонов

Организация

Режим работы

+375222 71 11 16

 

 

8 801 100 16 11

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

 

Республиканская детская телефонная линия

 

 

По будням

08.00-20.00

 

Круглосуточно

 

+37522275-06-65

 

 

+375222728350

 

+37522275-07-25

УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер»

Регистратура

 

 

Психолог

 

Горячая линия

 

 

По будням

08.00-20.00

Суббота: 8.00-16.00

По будням

09.00-17.00

Круглосуточно

+37522223 40 89

+375-447-607-603 (ВЕЛКОМ)

 

+375-44-7-607-603

«SOS-Детская деревня Могилев»

Социальный кризисный центр для женщин

 

Горячая линия для пострадавших от насилия

По будням

09.00-17.00

 

Ежедневно

09.00-23.00

+375 22272-41-02

+37522272-43-85

 

+37522224-53-05

Учреждение «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Могилева»

Кризисная комната для лиц, пострадавших от насилия

 

Горячая линия

 

Круглосуточно

 

 

Пн., Вт., Чт., Пт.

08.00-17.00,

Ср. 08.00-20.00

 

 

+37522273-92-32

+375-29-112-56-90

+37522265-17-98

Учреждение «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Могилева»

Кризисная комната для лиц, пострадавших от насилия

 

Телефон доверия

 

 

 

Круглосуточно

 

 

По будням

08.00-17.00

8-801-100-16-11

Общенациональная Детская линия помощи

 

В СЛУЧАЕ

ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СЕМЬЕ

ПОМОЩЬ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ:

      

Номера телефонов

 

Организация

Режим работы

 

+37522229-58-88

 

Телефон доверия УВД Могилевского облисполкома

 

 

Круглосуточно

47-00-00, 45-45-12

+375-29-746-46-01,

+375-29-609-46-01,

+375-25-549-04-81

 

Октябрьский  РОВД г. Могилева

Оперативно-дежурная служба

 

Круглосуточно

 

+37522245 55 36

 

Инспекция по делам несовершеннолетних Октябрьского РОВД г. Могилева

 

 

По будням

08.00-17.00

 

+37522223-01-65

+375-29-744-98-44

+375-29-607-85-10

 

 

Ленинский РОВД г. Могилева

Оперативно-дежурная служба

 

 

Круглосуточно

 

+375222738788

 

Инспекция по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Могилева

 

 

По будням

08.00-17.00

Официальное разъяснение Кодекса о Браке и Семье

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними, дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление своих родительских прав, жестокое обращение с детьми оказывает вредное воздействие на детей, которое может привести к лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону, также не могут быть опекунами, попечителями или усыновителями Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав и передача на его на попечение органа опеки и попечительства может произойти в том случае, если оставление ребёнка у лиц, которых он находится, опасно для него.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимися в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

 

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПРАВАХ РЕБЕНКА"

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», родители и лица их заменяющие, должны создать все необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки к самостоятельной жизни в семье и обществе.

При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь. Злостное невыполнение родителями или лицами, их замещающими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечёт предупреждение и наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат (ст. 162 Кодекса Республики Беларуси).

В случае, если родители или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками, и тем самым, ставят всю семью в тяжёлое материальное положение, то статья ГПК Беларуси даёт право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему на руки зарплату, пенсионное пособие. Уклонение от воспитания своих детей, жестокое обращение с ними, ведение аморального антиобщественного образа жизни, заболевание алкоголизмом, наркоманией влечёт применение крайней меры - лишение в судебном порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приёмные опекунские семьи (ст. 80 Кодекса Республики Беларуси).

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите

Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации – комплекс действий государственных органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость осуществления субъектами профилактики семейного неблагополучия мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетним и их законным представителям с целью нормализации ситуации в семье;

Субъекты профилактики семейного неблагополучия - государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию.

Социальное расследование - деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии осуществляется.

Педагогическими работниками - в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц;

Медицинскими работниками – при проведении патронажа медицинского работника к несовершеннолетним; при посещении несовершеннолетними и их законными представителями учреждений здравоохранения; при вызове врача на дом к ребенку или к законным представителям ребенка, в том числе при выездах скорой медицинской помощи; при постановке женщин на учет по беременности (наблюдении за беременной) и в других случаях.

Сотрудниками органов внутренних дел – при совершении противоправных действий гражданами; при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке заявлений и обращений граждан о необеспечении законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей.

Специалистами органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений социального обслуживания населения – при оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на дому; при назначении государственных пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и других видов помощи, в ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) Родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи. Родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста. Родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, не-работоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара. Родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью. Родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок(дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) В отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

Постановление № 22 от 15.01.2019 " О признании детей находящимися в социально опасном положении"

https://pravo.by/upload/docs/op/C21900022_1547672400.pdf

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка

в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми),

заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в

пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/